VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогическая поддержка подростков в преодолении психологического прессинга.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015906
Тема: Педагогическая поддержка подростков в преодолении психологического прессинга.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕССИНГА»




Выполнила студентка
2 курса магистратуры
по направлению «Технологии здоровьесбережения в образовании»
		Троицкая Евгения Владимировна
Научный руководитель: профессор, доцент, доктор педагогических наук
Пушкарёва Татьяна Владимировна






Москва, 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕССИНГА	10
1.1. Педагогическая поддержка в качестве основного ресурса……………………………………………………………………..10
1.2. Специфика поведения подростков при преодолении	
психологического прессинга	211
1.3. Психолого-педагогические последствия переживания	311
психологического прессинга	31
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ  И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕССИНГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ	41
2.1. Диагностика поведения подростков при преодолении психологического прессинга…………………………………………………………………………41
2.1.1. Направления деятельности педагогической поддержкив преодолении подростками психологического прессинга…………………………………….48
2.2. Программа педагогической поддержки подростковпо преодолению и предотвращению психологического прессинга	59
2.3. Педагогические условия преодоления и предотвращения психологичекого прессинга в общеопбразовательной организации	666
2.3.1. Процедура и результаты экспериментальной работы поразвитию у подростков возможности преодоленияпсихологического прессинга при помощи педагогическойподдержки……………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….	8080
Список литературы……………………………………………………………... 84
Приложение………………………………………………………………………93 


ВВЕДЕНИЕ
    Современная система образования, в нашем обществе, подвергается попыткам реформирования. Что же декларируется как идеал современного образованного человека? Как правило, это умение самостоятельно мыслить, способность сформировать и защищать собственные ценности, самообразование, раскрытие творческих способностей. Однако для того, чтобы проявлять такие качества, ребенку необходимо быть психологически здоровой личностью. Можно ли, в этом случае, считать, что каждый ребенок имеет равные возможности для того, чтобы соответствовать заданному идеалу?
    Действительно, уже в школе, чтобы ребенок мог раскрыть способности, прежде всего, необходимо иметь стойкий интерес к проблеме (мотивацию), устойчивую психику, верность избранным идеалам, мужество чтобы их отстаивать, но не иметь страха перед предметом, учителем и товарищами, чтобы иметь волевые качества (направить и удержать внимание на интересующих проблемах).
    Известно, что в период взросления человека, наряду с его физиологическим развитием, формируется и набор социально обусловленных компонентов личности.
     Психологическая обстановка в это время для ребенка играет огромную роль. Если по каким-либо причинам он лишен должного внимания, необходимой заботы, любви обоих родителей, если ребенок растет не в полной семье, или в атмосфере ссор и конфликтов, тогда он в последующей жизни испытывает страх, чувство собственной неполноценности, а также может быть склонен к депрессиям.
     Дети становятся либо слабыми, либо неуправляемыми и агрессивными, потому что стараются привлечь недостающее внимание родителей или учителей любым способом. Современные родители имеют огромный выбор образовательных услуг и стремятся в максимальной степени использовать их, не обращая внимания на главное: мать должна окружить ребенка своей любовью, обеспечить должный уход – это основная обязанность ее жизни1. Если семья не может дать этого, то должны быть найдены способы и средства для выполнения этой задачи. 
    Стоит отметь, что реформация системы образования обуславливает социализацию подростков определяя специфику ситуации взросления.
    В современной образовательной организации свои задатки и способности молодой человек реализует по – разному.  Одним из способов достижения данного результата является попытка/стремление оказать на индивида как можно большее давление с целью удовлетворения потребностей. 
    Такое давление может носить разный характер: от легких до тяжелых форм прессинга с крайними формами в виде психологического насилия. Такой внешний фактор в условиях систематичного повторения, является стрессогенной ситуацией для подростка и обуславливает потенциал возникновение психологической травмы, которая, в свою очередь, отражается на всех сферах деятельности молодого человека, исключая возможность его развития как полноценной и здоровой личности.
     В ситуации переживания подросткового кризиса самостоятельное преодоления жизненных трудностей осложненно возникает потребность в оптимизации сущности педагогической поддержки.
	Содействие формированию и развитию навыка стратегии поведения в момент переживания последствий психологического давления включает в себя педагогическая поддержка.
     Недостаточная разработанность сущности педагогической поддержки в данной области определила цель исследования: разработка и реализация программы по формированию конструктивных стратегий поведения в ситуации преодоления психологического прессинга среди подростков.
     Стоит отметить, что область интереса данной научно – исследовательской, работы в вышеуказанном диапазоне, сужена и подразумевает организацию исследования среди молодых людей старшего подросткового возраста, которые являются жертвами психологического давления (прессинга). Взаимозависимость потребности развития эффективных методов по преодолению последствий психологического прессинга и отсутствие готовности персонала общеобразовательной организации к содействию преодоления таких последствий составила противоречие в контексте данной исследовательской работы.
     Разрешение обозначенных противоречий раскрывает сущностьнаучнойпроблемы исследования, которая состоит в создании педагогических условийперсоналом общеобразовательной организации в ситуации преодоления  психологического прессинга среди подростков.
     Объектом в научно – исследовательской работе выступает психологический прессинг в условиях образовательной среды.
     Предметом исследования являютсяпедагогические условия преодоления и предотвращения психологического прессинга в общеобразовательной организации.
     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
     1. Проанализировать и обосновать специфику педагогической поддержки в качестве основного ресурса образовательной среды.
     2. Определить специфику поведения подростков  при преодолении психологического прессинга.
     3.Проанализировать и обосновать особенностипсихолого – педагогическойпоследствий переживания психологического прссинга.
     4. Осуществить диагностику поведения подростков при психологическом прессинге.
     5. Разработать программу педагогической поддержки подростков по преодолению и предотвращению психологического прессинга.
     6.  Определить педагогические условия преодоления и предотвращения психологического прессинга в общеобразовательной организации.
     Гипотезой данного исследования является положение о том, что успешное преодоление и предотвращение психологического прессинга среди подростков потенциально возможно при соблюдении взаимосвязанныхивзаимообусловленныхвозможностей образовательной средынаправленных наразвитие (преобразование) конкретныххарактеристикличности.
     Научная новизна заключается в том, что обосновывается актуальность изучения педагогической поддержки в рамках общеобразовательной организации, а также обосновываются методы осуществления программы развития у подростков стратегии преодоления психологического прессинга, опираясь на их возрастные, личностные особенности, а также на прессинга.
     Теоретическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования позволяют расширить научные представления о специфике и условиях развития стратегии преодоления психологического прессинга подростками в общеобразовательных организациях2. 
     Определение психологической и педагогической специфики поведения подростков при психологическом прессинга на разных этапах позволяет устанавливать сущность, методы и виды развивающей, воспитывающей деятельности со школьниками, а также осуществлять профилактику их дезадаптации. Выявление факторов и условий, которые оказывают влияние на поведение при психологическом прессинге является основой для создания развивающей образовательной школьной среды. Обоснование стратегии, сущности и методов педагогической поддержки подростков в преодолении психологического прессинга позволять увеличить область представлений о деятельности отдела помощи в образовании, а также об участии родителей, педагогов и администрации школ.
     Степень разработанности темы:в данной магистерской диссертации изучается научная литература, демонстрирующая существование предпосылок, которые позволяют проводить практическое и теоретическое понимание темы работы. Подходами к установлению сущности педагогической поддержки в отечественной и зарубежной науке занимаются такие авторы как Александрова Е.А., Газман О.С., Анохина Т.В., Крылова Н.Б., Мудрик А.В., Ненашева Л.А., Райан Р.М., Юсфин С.М., BowerH.B., Соколова А.С. и другие. 
     Исследованием определенных характеристик личности и психологических факторов, а также условий и факторов социализации, которые определяют процессы поведения подростков при сложных ситуациях, занимаются такие авторы как Вульфов Б.З., Кон И.С., Венгер А.Л., Мудрик А.В., трудами по социальной адаптации Маркова А.К., Сериков В.В., Варламова А.Я., проявлениями социальной активности – Ананьев Б.Г., Клейберг Ю.А., Столин В.В., Юсфин С.М., Толстых Н.Н. 
     Раскрытие этапов и периодов социального развития личности детей изучено в трудах Выготского Л.С., Давыдова В.В., Божович Л.И., Фельдштейна Д.И.; изучение способностей к преодолению трудных ситуаций и психологического прессинга в качестве личностной характеристики подростков отражены в работах Кона И.С., Варламовой	 А.Я., Кочетова А.И., Грановской Р.М., Сергиенко Е.А., Наливайко Т.В., Хазовой С.А. и других.
     Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования данной работы нацелены на совершенствование педагогической и психолого-педагогической деятельности с позиции развития методов и стратегий преодоления психологического прессинга подростками. 
     Итоги исследования позволяют повысить эффективности образования с позиции успешной социальной адаптации детей, обогащать сущность педагогического образования в учебном учреждении, позволяет совершенствовать консультационную деятельность преподавателей и психологов при работе с подростками. Полученные результаты являются базой для формирования коррекционной и развивающей деятельности по педагогической поддержке подростков в преодолении психологического прессинга.
     Методологическая основа. Исследование базируется на основных принципах и методах психологии и педагогики, а именно гуманитарно-культурологическом (Бездухов В.П., Сериков В.В., Асмолов А.Г.), возрастном (Выготский Л.С., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И.), личностно-деятельностном (Зимняя Д.Б., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.), субъектном (Зинченко В.П., Знаков В.В., Слободчиков В.И.), диалоговом (Бубер М., Бахтин М.М.), рефлексивном (Давыденко Т.М., Вульфов Б.З., Сухобская Г.С., Ковалев Б.П.).
     Теоретической основой диссертационного исследования являются труды по педагогике, которые посвящаются личностно-ориентированным подходам и гуманизации в воспитании (Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В., Караковский В.А., Селиванов В.С., Сластенин В.А.); психологической и педагогической теории развития и формирования личности (Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Леонтьев А.Н.); концепции педагогической поддержки в качестве отдельного педагогического процесса, который направляет индивидуализацию школьников (Кевля Ф.И., Крылова Н.Б., Газман О.С.); российский подход к преодолению стрессовых ситуаций в жизни (Бодров В.А., Грановская Р.М., Крюкова Т.Л., Фоминова А.Н., Никольская И.М., Анцыферова Л.И.).
     Диссертационное исследование базируется на изучении поведения личностей в стрессовых и сложных жизненных ситуациях, которые раскрыты Бурлачуком Л.Р, Василюком Ф.Е., Стрельцовой И.П., Тарабриной Н.Т.; изучение возрастных аспектов стресса отмечено в трудах Грановской Р.М., Крюковой Т.Л., Регуш Л.А., Хазовой С.А., Фоминовой А.Н.
     Методами исследования данной работы является метод критико-рефлексивного и сравнительного анализа методологических подходов, метод эксперимента, метод включенного и внешнего наблюдения, метод полуструктурированного интервью, метод анкетирования и тестирования, статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета SPSS130.
     Базой исследования является ГБОУ «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением № 1»
     Исследование осуществлялось среди подростков, которые обучаются в 5-ых – 10-ых классах в течении двух лет обучения (с 09.2016 по 04.2018 гг.).
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.









ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕССИНГА
     1.1. Педагогическая поддержка в качестве основного ресурса
     образовательной среды
     
     Гуманизм в образовании сформировался еще в античные времена. Гуманизм является совокупностью взглядов, которая признает ценность людей в качестве личностей, их прав на развитие и проявление способностей независимо от общественного положения3. Аристотелем, Платоном воспитание и обучение рассматривалось в качестве условий предоставления общественной стабильности, а взаимодействие детей и взрослых рассматривалось в качестве приоритетного фактора, который стимулирует саморазвитие личности. Идеи гуманистической поддержки, которые закладываются в античности, преодолели тоталитарные системы в Средневековье, а обширное развитие получили в эпоху Возрождения, что отражено в трудах Ушинского К.Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци. В современное время данные гуманистические идеи отразились и в отечественной педагогике в работах Выготского Л.С., Макаренко А.С., Шацкого С.Т., Ключевского В.О.4
     Понятие «воспитательная среда» или «образовательная среда» обладают продолжительной историей, поскольку в воспитательной практике и теории к началу двадцатого века в работах по педагогике существовали предпосылки трактовки среды в качестве средства управления процессом развития детей.В практике образовательных учреждений осуществлялись идеи организации школьной жизни, основанные на обеспечении поддержки и свободы выбора детей. По мнению Шацкого С.Т., педагогический процесс в качестве сложного явления социального порядка нацелен в различные стороны, он качественно и количественно видоизменяется в зависимости от того, как изменяется среда5.
     Среда является не только объективным фактором развития личности, но и объектом педагогического воздействия, вследствие которого она преобразуется в средство воспитания. По мнению Пинкевича А.П., среда, формирующаяся для педагогического воздействия6. Как полагает Выготский Л.С., преподаватели являются организаторами и управителями социальной воспитательной среды7.
     Согласно словарю по социальной педагогике, среда является окружающими людей социальными и бытовыми условиями, обстановкой, а также совокупностью людей, которые связаны общностью данных условий8.
     Социальная среда, в которой развиваются люди, обладает ресурсами, которыми является система социальной поддержки.
     Исследуя понятие «поддержка», Котова И.Б. подчеркнула, что существует глубинный смысл педагогической и психологической поддержки. Сущность заключается в преобразованиях, которые затрагивают личность детей9. Формирующейся личности необходимо понимание, принятие, особые воспитательные подходы и методы, которые включают механизмы саморазвития. По мнению Анохиной Т.В., необходимо поддержание «самодвижения», развития самостоятельности детей10. 
     Петровкой Л.А. поддержка трактуется в качестве сложного образования, субъективно воспринимаемого в качестве переживания положительно окрашенных чувств уверенности в себе, ощущений собственной необходимости, которые образуются при получении поддержки и сопереживании11.
     Исследуя происхождение понятия «поддержка», стоит подчеркнуть одновременно образование понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка» и «социально-педагогическая поддержка». Понятие «поддержка» и «помощь» нередко изучают в качестве аналогичных, однако они являются различными по своему смыслу12. Стоит отметить, что помощь является содействием кому-либо, участием в чем-либо, которое приносит облегчение. Можно сделать вывод, что помощь рассматривается в качестве системы мер, осуществление которых нацелено на предоставление кому-либо облегчения, а поддержка, таким образом, является реализацией данных мер, то есть деятельностью по предоставлению помощи.
     Значение «поддержки» задается некоторыми педагогическими смыслами:
     - помощь кому-либо в обретении уверенности;
     - подкрепление положительных черт личности;
     - удержание от того, что препятствует развитию, представляя собой тяжесть13.
     Социальная поддержка является комплексом определенных социальных мероприятий, которые нацелены на формирование и поддержку необходимых условий существования для «слабых» социальных групп, семей, детей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на получение помощи в самоопределении14.Социальная поддержка заключается в предоставлении материальной помощи, помощи в организации питания, лечения, предоставлении льгот и пособий, которые предусматриваются законодательством страны. Можно сделать вывод, что социальная поддержка является разновидностью помощи, связанной с удовлетворением потребностей в социальной области, не предусматривающей психолого-педагогические особенности индивидов.
     Другого определения данного понятия придерживаются Лыкова Н.М., Ялтонский В.М., которые полагают, что социальная поддержка является обменом ресурсами между индивидами, которая представляет собой функцию сетей, характеризующих социальную среду личности. Социальная поддержка предоставляет людям понимание того, что они являются значимыми, их любят, заботятся о них, они обладают здоровьем, что позволяет преодолевать стрессовые ситуации и проблемы1516.
     Психологическая поддержка является системой мер, которая способствует социальному и профессиональному самоопределению личности, направленному на ее приспособление к условиям реализации профессиональной карьеры и увеличения ее конкурентоспособности на рынке труда17.
     Современная гуманистическая парадигма, опираясь на субъектность людей, описывает психологическую поддержку в качестве положительной помощи детям в развитии их личности. Психологическая поддержка развития людей понимается в качестве процесса социализации в образовании такими авторами, как Торяниной В.А., Харламовым Д.Н., а в качестве приоритетного источника повышения самооценки, психологическая поддержка рассматривается Олпортом Г., Маслоу А., Роджерсом К.  Как полагает Маслоу А., психологическая поддержка является одной из приоритетных потребностей саморазвития.
     В современное время в практике используется социально-педагогическая поддержка, которая является деятельностью, нацеленной на предоставление превентивной и оперативной помощи детям в решении их социальных и педагогических проблем18. Объектом социально-педагогической поддержки является ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации.
     Понятие педагогическая поддержка активно применяется для обозначения различных педагогических, психологических и социальных феноменов. Например, проблемы педагогической поддержки взаимосвязаны с социальной педагогикой. Как полагал Борнеманн Е., приоритетной задачей социальной педагогики является создание индивидуальной самостоятельности детей. Маклафином К. выделены несколько элементов поддержки и заботы об учениках. Первый элемент включает благополучие, предполагая оказание помощи детям в проблемных для них жизненных ситуациях, опасных ситуациях. Вторым элементом является программный, который предусматривает формирование программы, направленной на социальное и личностное развитие подростка. Третьим элементом является контроль, которые вовлекает детей в процесс исполнения правил и решений школьного коллектива, то есть социализацию детей. Последним элементом является управленческий элемент, задача которого заключается в срабатывании предыдущих трех элементов19. 
     В исследованиях российских ученых сущность педагогической поддержки основывается на научных подходах и практическом опыте педагогики 90-ых годов двадцатого века, то есть на педагогике сотрудничества Амонашвили Ш.А.20; воспитательной концепции Караковского В.А., Мудрика А.В., Сухомлинского В.А.21; на психологизации образовательного процесса. Сластениным В.А. рассматривается педагогический процесс в качестве организованного взаимодействия преподавателей и учеников, которое нацелено на решение развивающих и образовательных задач22. Таким образом, педагоги и воспитанники изучаются с позиции равнозначных и равноправных участников образовательного процесса. Как полагает Галагузова М.А., педагогика взаимодействует с самовоспитанием нежели с воспитательными процессами, взаимодействие осуществляется с самореализацией личности23.
     Как утверждает Газман О.С., педагогическая поддержка представляет собой самоценную, самостоятельную профессиональную деятельность по формированию условий для саморазвития людей24. Автором рассматривается педагогическая поддержка в качестве превентивной и оперативной помощи ребенку в решении его личных проблем, которые связаны с психическим или физическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным образовательным процессом, продуктивным деловым и межличностным общением, профессиональным и этическим выбором25.
     Концепция педагогической поддержки Газмана О.С. базируется на методологических принципах педагогики. Главный из них представляет собой личностный подход, которые рассматривает детей в качестве уникального явления, самостоятельной ценности. Данный подход является направленностью на личность в качестве цели, результата и основного показатели продуктивности деятельности преподавателей. Взаимоотношения преподавателей и детей изучаются с позиции диалогического подхода. Подобный подход основан на субъектных отношениях детей и преподавателей, то есть преподаватель не воспитывает, а стимулирует детскую активность к саморазвитию. Саморазвитие личности зависит от уровня индивидуализации и творческой нацеленности педагогических процессов, то есть индивидуального и творческого подходов26.
     Совершенствование личности базируется на основной гуманитарной культуре. Таким образом, к выбору сущности образовательного процесса требуется подходить с культурологической позиции, то есть увеличивать статус гуманитарных дисциплин, изучая культурные и исторические традиции в совокупности с человеческой культурой.
     Идея педагогической поддержки заключает в себе антропологический подход, который является системным применением различных наук о человеке в осуществлении педагогических процессов, поскольку педагогическая поддержка невозможна без использования основ философии, литературы, истории, физиологии и психологии.
     Системный подход, который является отражением всеобщей связи и взаимообусловленности процессов окружающей среды, позволяющий изучать отдельные элементы педагогической поддержки в развитии и при взаимосвязи.
     Антропоцентрическая воспитательная модель базируется на понимании сущности людей в качестве открытых систем, которые нацелены на развитие и саморазвитие личности (Афанасьев Ю.Н., Кузьмин В.В., Невзоров Н.М., Сластенин В.А. и др.). Задачей преподавателей является предоставление помощи воспитанникам при их саморазвитии, в проявлениях творческих способностей, индивидуальности, получения духовного богатства. Цель свободного воспитания заключается в привитие детям ответственности за их жизни и выбор духовных ценностей. Подобное воспитание основано на идее свободного выбора, который не отделяется от развития критического мышления, ответственной активности в управлении собой, эмоциями, спецификой взаимоотношений с людьми. 
     Роль преподавателей заключается в оказании детям помощи в изучении себя, своих возможностей и потребностей, исследовании окружающего мира и саморазвитии.
     Феноменологическая образовательная модель обладает персональным характером образования, учитывая индивидуальные и психологические особенности ребенка, уважительное отношение к его интересам и нуждам. Поддержка стремления детей к самоизучению, видение уникальности каждого ребенка, предоставление свободы выбора для использования потенциала является сущностью данной образовательной модели (Комбс А., Маслоу А., Роджерс К.).
     Можно сделать вывод, что педагогическая поддержка базируется на принципах гуманизма в воспитании, которые изложены Газманом О.С., то есть дети не могут являться средством достижения педагогической цели; самореализация преподавателя заключена в творческой самореализации детей; все проблемы неприятия необходимо преодолевать посредством нравственных средств, не унижая достоинства личности детей27.
     Педагогическая поддержка допустима при конкретных, субъект-субъектных отношениях, которые формируются между преподавателями и детьми. Она осуществляется в том случае, когда дети согласны на помощь и поддержку со стороны учителя.
     Для педагогов, которые предоставляют педагогическую поддержку важным является то, чтобы дети научились владеть собой, становились хозяевами собственной жизни, то есть людьми, которые способны позаботиться о себе, устроить, использовать жизнь по своему усмотрению.
     Сущность идеологии педагогической поддержки выражается словами «защита», «проблемы», «самостоятельность», как полагает Газман О.С. «Проблемы» являются индивидуальной характеристикой, которая выражается преобладающее отрицательное состояние личности в конкретный момент, связанное с невозможностью устранения причин, спровоцировавших данное состояние. «Защита» заключается в обеспечении физической, психологической, моральной безопасности детей, отстаивании их прав и интересов. «Самостоятельность» является итогом совместной работы педагогов и учеников, которая выражается в способности подростков без сторонней помощи и контроля решать личные проблемы28.
     Цель педагогической поддержки заключается в развитии субъектной позиции детей, которая основывается на:
     - наличии развитого сознания, которое позволяет осуществлять самостоятельный выбор;
     - наличии воли – механизма удержания внимания, которое направлено на практическую деятельность по выбору;
     - наличии деятельности, которую требуется планировать и осуществлять, таким образом, наличие умения проектировать. 
     Данные цели эффективно достигаются преподавателями, если ребенок попадает в трудные ситуации, которые он сам воспринимает в качестве препятствия, которое приковывает его внимание, отражаясь на эмоциях, чувствах, провоцируя потребность в осуществлении определенных действий. Можно сделать вывод, что преподавателям не нужно мотивировать учеников на деятельность, поскольку у них существует мотив в качестве естественного желания к деятельности, поэтому в большинстве случаев они ее осуществляют, совершая действия, направленные на избавление от трудностей29.
     Если учителя, осуществляя педагогическую поддержку, акцентируют внимание на формировании условий, при которых ученики могут развивать в себе способности становиться субъектами собственной жизни то педагогическая поддержка является для детей дополнительным ресурсов образования при преодолении проблемных ситуаций, психологического прессинга, трудностей в школе30. Для чего требуется организация специальной деятельности по поддержке, способствующей переводу детей в активную позицию, нацеленную на жизнетворчество.
     В научных трудах подчеркивается, что педагогическая поддержка проводится в несколько стадий: диагностика, поиск, договор, деятельность и рефлексия. Необходимо более подробно рассмотреть данные стадии.
     На стадии диагностики осуществляется выделение проблемы, планирование условий диагностики возможных проблем, взаимодействие с детьми, проведение совместной оценки проблем с позиции важности для них.
     На стадии поиск происходит организация совместно с детьми поиска причин, которые спровоцировали образование проблем, рассмотрение ситуации глазами детей, проведение анализа сложившейся ситуации.
     На этапе договора осуществляется проектирование действий преподавателя и детей по решению проблем, происходит разделение функций и ответственности по решению проблем, налаживаются договорные отношения для общей деятельности, направленной на преодоление трудностей.
     На деятельностной стадии осуществляется реализация мер по решению проблем детей, то есть действия осуществляются детьми, а педагоги одобряют, стимулируют, поощряют данные действия. Также действуют сами педагоги, координируя действия специалистов школы, предоставляя оперативную помощь.
     На рефлексивной стадии происходит совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих стадий, изучается факт решения проблемы или иначе формулируются трудности; осуществляется осмысление детьми и преподавателями нового жизненного опыта3132.
     Деятельность по педагогической поддержке представляет собой формирующую, воспитывающую и развивающую деятельность, но методы формирования заключаются в развитии истинных возможностей детей к осуществлению «самоформирования». Воспитывающий аспект заключается в стимулировании стремлений подростка к самовоспитанию, а развивающий аспект заключается в предоставлении поддержки стремлений подростков к саморазвитию.
     Можно сделать вывод, что педагогическая поддержка в качестве ресурса образовательной среды является комплексом психологических и педагогических инструментов, которые обеспечивают педагогическую помощь при осуществлении адаптационного потенциала и развития личностных ресурсов детей в школе при преодолении психологического прессинга, трудностей в жизни, личных проблем. Все разновидности поддержки являются неотделимыми друг от друга, представляя собой взаимопроникающие, обладающие условным разделением, которые нацелены на решение проблем социального характера, а также предоставление помощи в личностном развитии и становление подростков.
     
     
     
     1.2. Специфика поведения подростков при преодолении
     психологического прессинга
     
     Процессы преодоления людьми психологического давления (прессинга) в научной литературе нередко обозначают в качестве совладеющего, адаптивного поведения, однако трудов по данной проблематике в современное время немного.
     Научный интерес проблемы психологического прессинга и сложных ситуация в современном обществе заметно увеличился. Главные направления понимания психологического прессинга и трудных ситуация представлены в трудах зарубежных исследователей (LasarusR., KobasaS., MossR.H., ThoitsP., BillingsA.G., KesslerR.C.). Одновременно с этим необходимо отметить, что явления, которые связаны с тем, что именуется преодолением обладают достаточно продолжительной историей исследования в российской психологии (труды Теплова Б.М., Лурии А.Р., Божович Л.И., Амонашвили Ш.А., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Платонова К.К. и других). В нынешнее время по данной проблематике осуществляются исследования авторами Анцыферовой Л.И., Алексеевой Е.В., Бодровым В.А., Никольской Л.А., Маловым М.Д., Хазовой С.А. и другими.
     Необходимо подчеркнуть, что исследований, которые посвящены исследованию стратегии преодоления прессинга и трудных ситуация в общем, посвящено немного, особенно при изучении подросткового возраста. Практически отсутствуют работы, которые посвящаются сравнительному анализу предпочтительных стратегий преодоления психологического прессинга на разных возрастных стадиях, в общем изучаемого в педагогике в качестве возраста перехода от детства к взрослой жизни с характерными ему значительными изменениями. Недостаточно изученными являются личностные особенности, которые детерминируют поведение подростков при психологическом прессинге, а также при сложных ситуациях в школе.
     Одновременно с этим, в данный период преобладает специфика подросткового возраста при развитии, увеличение пределов жизненной сферы подростков, которое связано со значительными и различными по сущности проблемными ситуациями. Кроме того, подростковый период можно охарактеризовать в качестве периода высокой чувствительности, уязвимости к различным воздействиям (Леванова Е.А,Эльконин Д.Б., Лейтес Н.С.)33. Развитие способностей к преодолению психологического прессинга и сложных ситуаций школьной жизни наиболее актуальным именно у подростков, поскольку в данном периоде создается готовность к будущему личностному и жизненному самоопределению, которые дают возможность преодолевать прессинг и трудности взрослой жизни34.
     В российской психологии психологическое давление и возможности его преодоления изучаются в качестве осознанного рационального поведения, которое нацелено на устранение стрессов35. Главные функции преодоления, как полагают зарубежные и отечественные авторы, заключаются в приспособлении людей к требованиям ситуации, что позволяет овладеть ситуацией, ослабить или смягчить ее воздействие, обеспечить внешнее и внутреннее благополучие людей. Для этого требуется осознавать, что происходит психологическое давление и осуществить поиск метода продуктивного совладения с ним, а также необходимо умение оперативно использовать его в поведении, с чем и связаны главные проблемы подростков.
     Психолого-педагогическая важность преодоления психологического прессинга заключена в том, чтобы продуктивно приспосабливать подростков к требованиям определённой ситуации, предоставляя им возможность овладеть ею, обращая давление в свою пользу, что позволить избежать стрессовых ситуаций.
     Одновременно с понятием «преодоление» применяется понятие «психологическая защита». Согласно психологическому словарю, психологическая защиты является системой регуляторных механизмов психики, направленных на устранение отрицательных для личности переживаний, которые связаны с внешними и внутренними конфликтами, давлением со стороны других людей или ситуаций, состоянием дискомфорта36.
     Стоит отметить, что психологическая защита может актуализироваться в трудной школьной ситуации, при психологическом давлении, поскольку нередко это наблюдается у школьников-подростков. 
     Преодолевать последствия психологических травм, которые .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.